Афазия



  1. Причины афазии
  2. Классификация афазий
  3. Особенности течения
  4. Симптоматические проявления афазий
  5. Диагностика
  6. Лечение афазии
  7. Прогноз
  8. Отзывы Афазия
афазия у ребёнка

Сложные расстройства, происходящие в речевых зонах центров коры головного мозга или в проводящих путях, частично или полностью снижающие восприятие и понимание произношения звуков и их смысла вызывают нарушения речевого процесса. Такое состояние называется афазия. Что это такое, говоря более простым языком? Это ограничение действия нервного импульса, отвечающего за выражение мысли, это частичная или полная утрата способности говорить или воспринимать речь других людей

Причины афазии

Как правило, главными причинами первичного проявления дисфункции речи становятся внутренние заболевания или механические травмы. Снижение звуковой реакции организма может иметь постепенное начало, характеризующееся медленным появлением первых признаков расстройства, или быстрое течение.

Причинами постепенного начала называют:

  • инфекционные воспаления (абсцесс, лейкоэнцефалит);
  • воспалительные заболевания (энцефалит);
  • опухоли мозга;
  • длительные клинические состояния, вызывающие приобретенные сосудистые изменения, в результате которых начинает появляться затруднение восприятия информации.

Быстрое течение данного заболевания начинается в результате появления:

  • кровоизлияний в мозг;
  • сосудистых заболеваний головного мозга;
  • тромбоза сосудов мозга;
  • поражений крупных сосудов;
  • инфарктов;
  • черепно-мозговых травм;
  • некоторых психических заболеваниях.

 

Говоря об афазии, специалисты называют ряд факторов, способствующих развитию заболевания. К ним относятся:

  • генетическую предрасположенность;
  • пожилой возраст;
  • атеросклеротические изменения в сосудах;
  • болезни сердца (ревматоидные пороки сердца, ишемические атаки)

Классификация афазий

В клинической практике классификация афазий основана на происходящих изменениях нарушений, ограничений или расстройств речевой деятельности, которые будут иметь различную степень (тотальную или частичную).

Болезнь может протекать в легкой, тяжелой и осложненной форме. Вид нарушения и характер поражения проводимости импульсов зависит от проявляемых афазических реакций. Течение патологического процесса определяется развитием основного заболевания, при котором наблюдается:

  • Поражение нижних отделов зоны специфических анализаторов, в области центральной борозды с постцентральной стороны, вызывающее изменения постоянной передачи потока импульсов восприятия. В данном случае развивается моторная афазия, которая подразделяется на 2 вида – афферентную (задействуются нижнетеменные отделы) и эфферентную (нарушения затрагивают зоны Брока, локализирующиеся в заднелобных отделах коры). В случае с присоединением изменений артикуляционной формы действий и движений — говорят о сенсорно-моторной афазии.
  • Поражение задних лобных отделов головного мозга — динамическая афазия.
  • Патологические воздействие на зону слухового анализатора в месте расположения разделённого углубления — акустико-мнестическая афазия, с нарушением зрительных представлений — оптико-мнестическая афазия.
  • Поражение верхнего участка коры височной области, отвечающего за восприятие (задней речевой зоны) — сенсорная афазия.
  • Поражение передних теменных участков и задней височной зоны верхнего слоя головного мозга — амнестическая афазия, с нарушением понимания — семантическая афазия.

Особенности течения

Каждой форме заболевания присущи свои особенности течения. Афазия может иметь различную выраженность проявления клинических признаков, которые в свою очередь появляются либо в результате структурно-функциональных нарушений в системе мозга, либо как остаточные явления основного патологического состояния больного.

Развитие патологического процесса торможения или прекращения речи и тяжесть заболевания зависит от:

  • места поражения;
  • причины заболевания;
  • величины самого очага поражений;
  • компенсаторных сил организма;
  • возраста и состояния здоровья пациента до болезни.

Симптоматические проявления афазий

Каждый вид афазии характеризуется своими специфическими симптомами болезни, но при этом все они сопровождаются нарушением речи. Давайте поговорим о каждой форме заболевания отдельно.

Симптомы сенсорной афазии

Основными признаками заболевания становится нарушение фонематического слуха при сохранении слуха обычного. Больной начинает воспринимать речь другого человека, как какой-то поток звуков, Иногда ему разные слова слышатся абсолютно одинаково. Иногда одинаковые слова – совершенно по-другому.

Симптомы оптико-мнестической афазии

Болезни присуще невозможность описать или назвать определенные предметы,

зрительные образы, нарушение или торможение связи зрительного образа, слуха и речи. Первичными повреждениями зрительного восприятия выступают невозможность чтения, написания слов, рисования простых предметов. Впоследствии вызывается нарушение зрительной памяти. Данное состояние появляется при оптико-мнестической афазии.

Симптомы акустико-мнестической афазии

При акустико мнестической афазии сохраняется способность различать звуки, пациент может и писать и читать, но отмечается невозможность запомнить и воспроизвести ту информацию, которая подавалась вслух. Происходит снижение объёма запоминания, наблюдаются трудности при повторе фраз из трёх-четырёх слов, непонимание быстрой речи, беседы нескольких собеседников, длинных предложений.

Симптомы динамической формы афазии

Неспособность построения активного высказывания, с нарушением коммуникативной функции появляется при динамической афазии. Как правило, такие трудности весьма незначительны, больной даёт односложные ответы, иногда может умолкать, а иногда его речь спонтанна, несёт в себе нарушения грамматической структуры

Признаки амнестической разновидности болезни

При амнестической афазии у больных отмечается замена слов, связанно это со снижением памяти. Больные не могут вспомнить названия предметов, заменяя их описанием внешнего вида или функций. В некоторых случаях память возвращается, стоит пациенту услышать первые буквы требуемого слова, однако такое воспоминание очень кратковременно, и спустя несколько минут больной опять не помнит, как называется предмет, который лежит перед ним. Тяжелые расстройства характеризуются невозможностью точно воспринимать речь другого человека.

Симптомы семантической афазии

Семантическая афазия приводит к полному непониманию смысла отдельных фраз, состоящих из слов, связанных предлогами или союзами. В тоже время, они прекрасно понимают значение отдельных слов, могут, к примеру, показать карандаш или тетрадь. Но теряются при просьбе указать карандашом на тетрадь или же тетрадью – на карандаш.  В некоторых случаях болезнь отягощается амнестическими признаками, что приводит к затруднению распознавания предметов, и понимания значений сложных лексических конструкций.

Признаки сенсорной формы болезни

При сенсорной афазии больной может говорить, но практически не понимает фразы и слова, произносимые другими людьми. С усугублением болезни теряется контроль над собственной речью, появляется пропуск букв, слогов или их замена на другие. Речь становится бессвязной и малоинформативной.

Симптомы моторной афазии

Затруднение произношения слов – характерный признак моторной афазии. При этом сохраняется как понимание речи, так и возможность произношение отдельно взятых звуков. В тяжелых случаях течения данной формы афазии произношение слов становится невозможным.

Когда у пациента отмечается сохранение произношения звуков (монотонно, без интонации), но присоединяется невозможность переключиться на другие звуки, с периодическим прекращением произношения звуков, сочетающееся с двигательными нарушениями (механические движения), появляется состояние эфферентной моторной афазии. Речь таких больных разорвана, наблюдаются остановки на отдельных фрагментах высказывания. В более запущенных случаях могут появиться трудности в произношении слов, чтении и письме,

Наиболее тяжёлые осложнения несёт афферентная моторная афазия, приводящая к артикуляторным нарушениям. При этом пациенты не могут повторить за врачом или логопедом определённые движения языком, нёбом, губами, хотя эти движения вполне могут появляться сами по себе, совершенно непроизвольно.

Диагностика

Проведение тестового обследования речевых функций пациента основано на определении длительности поражения. Объективный осмотр устанавливает реальный неврологический статус пациента.

Для подтверждения диагноза проводится  магнитно-резонансная или компьютерная томография, они помогут определить локализацию участка поражения и возможную причину появления симптомов афазии.

В зависимости от локализации участка поражения назначается следующий этап проведения диагностики, который выясняет вид речевых изменений и тип расстройств импульсных анализаторов мозга. К таким видам исследования относятся: ангиография, сосудистая ультразвуковая диагностика.

Лечение афазии

нарушения восприятия речи при афазии

В зависимости от типа нарушения проведения импульса к анализатору речи выполняется выбор специфического лечения.

Возможно прямое устранение причины, вызывающей появление признаков неврологических расстройств (при абсцессах, опухолях, аневризме проводится оперативное решение проблемы). При инсультах требуется проведение экстренной терапии (направление определяется типом инсульта: эмболический или тромботический).

Воспалительный процесс лечится противобактериальными препаратами. Гормональная терапия проводится в случаях присутствия длительных воспалительных процессов, изменения состояния сосудов, не поддающихся лечению другими консервативными методами.

Восстановление речевой функции проводится длительный период времени и подразумевает как терапевтическое лечение, так и помощь логопеда.  Оно может длиться в течение одного-двух лет. Начало первого этапа направленного процесса подготовки проводится с дифференциацией звуковых единиц. Основные направления обучения и коррекции направлены на усиление слухоречевой и зрительной памяти.

Важно: чем раньше будет начата коррекционная работа после травмы или инсульта – тем больших результатов можно добиться

Прогноз

Локализация, объем поврежденного участка мозга в области его поражения определяют степень расстройств функции речи. Динамика течения и сам прогноз заболевания зависит от общего состояния здоровья и возраста пациента.

В большинстве случаев врачам и логопедам удаётся добиться восстановления ряда речевых разладов. Как правило, в более выгодном положении оказываются молодые люди. Однако некоторые формы заболевания, возникшие у детей дошкольного возраста, могут привести к весьма серьёзным последствиям, вплоть до полной утраты речи. 

Коррекция, которая проводится в течение длительного периода, имеет больше шансов на постепенный и полный выход из афазии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *