Дизартрия – заболевание, характеризующееся тяжелым нарушением речи. Как правило, эта патология является сопутствующей при неврологических проблемах, требует проведения длительного курса терапии.
Классификация дизартрии
В медицине принято различать несколько типов рассматриваемого заболевания:
- если поражены ядра мозговых нервов, а также имеется патология тройничного нерва, то у пациента развивается бульбарная дизартрия;
- поражение корко-ядерных проводящих путей приводит к развитию псевдобульбарной дизартрии.
Кроме этого, различают мозжечковую, подкорковую и корковую дизартрии. Если говорить о течении болезни, то различают несколько степеней:
- стертая дизартрия, или 1 степень патологии – нарушение произношения звуков выявляется только специалистом (логопедом);
- 2 степень – дефекты заметны всем, но речь вполне внятная, общение с окружающими не нарушено;
- 3 степень дизартрии – речь присутствует, но понять больного могут только те, кто постоянно находится с ним в контакте (например, родственники);
- анартрия, или 4 степень патологии – речь либо полностью отсутствует, либо настолько невнятная, что не понимается даже самыми близкими людьми.
Причины развития
В ходе исследований данного патологии было выявлено, что чаще всего дизартрия является сопутствующей патологией при церебральных параличах, гидроцефалии. Но причинами развития рассматриваемого заболевания могут стать:
- гнойный отит (воспаление среднего уха) в тяжелом течении;
- черепно-мозговая травма;
- опухоли доброкачественного и/или злокачественного характера головного мозга;
- рассеянный склероз;
- перенесенный инсульт геморрагического или ишемического типа;
- нейросифилис;
- нейропатия разного вида;
- миастения;
- болезнь Паркинсона.
Симптомы дизартрии
К основным симптомам данного заболевания относятся:
- невнятная речь;
- нечеткое произношение отдельных звуков;
- слишком тихая и быстрая речь.
Симптомы связаны с тем, что тонус органов артикуляционного аппарата постоянно повышен. А это в свою очередь провоцирует неполное раскрытие рта, неполную подвижность языка, спазмы верхнего нёба и гортани. В некоторых случаях человек при разговоре издает булькающие звуки – это означает, что при попытке произнести любой звук тонус резко меняет свое состояние, что приводит к ослаблению гортани.
Специфика данного заболевания заключается в том, что симптомы слишком устойчивые, все попытки научить ребенка правильно и четко произносить звуки, слоги и слова заканчивается неудачей, даже с возрастом пациент не может «выговориться».
При дизартрии наблюдается слишком тихий голос, тембр его снижен, интонации при речи отсутствуют. Дети разговаривают «в нос», это приводит к тому, что и без того невнятное произношение слов становится абсолютно непонятным.
Диагностика заболевания
Диагностировать рассматриваемую патологию может только специалист – это работа логопедов. Врач проводит серию тестов с пациентами, выясняя имеет ли место быть действительно патология (дизартрия), или малыш просто еще не может выговорить сложные для него звуки и слоги.
Кроме работы с потенциальным больным, логопед изучает анамнез жизни – наличие диагностированных отклонений в развитии неврологического характера уже могут стать поводом для постановки диагноза дизартрия.
Обязательно больной проходит обследование головного мозга – компьютерная томография, электроэнцефалография, МРТ головного мозга.
Логопед обязан дифференцировать дизартрию от дислалии и моторной афазии. Для этого путем тестирования проверяется не только устная, но и письменная речь.
Чем опасна дизартрия
Для общего состояния здоровья рассматриваемое заболевание не представляет опасности. При отсутствии грамотного лечения больной и будучи взрослым не в состоянии вести диалог, общаться на равных с окружающими. Это приводит к нарушению психоэмоционального состояния, к задержке речевого развития.
Лечение
Лечение проводится комплексное:
- точечный массаж;
- прием аккупунтуры;
- физиотерапия и лечебная физкультура;
- иглоукалывание;
- гирудотерапия;
- рефлексотерапия.
Обязательно за пациентом ведется постоянное наблюдение со стороны логопедов – детей учат правильно открывать рот и раскрывать/закрывать/поворачивать язык, провоцируют развитие речевого аппарата регулярными занятиями по фонетике и произношению. Специалист может провести логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, ортофонические упражнения. Все эти мероприятия приводят в конечном итоге к значительному улучшению качества речи.